Карадаг - Морской участок «Экологической Тропы»
База отдыха ХИМИК
Проживание
Питание
Пляжи
Досуг
Экскурсии
Животный мир
121 Инфо Цены Коктебель Карты 123  
211 212 213
221 t1 223 Украина, республика Крым,
г.Феодосия, пгт Коктебель,
ул. Ленина, 140.

Тел: 8 (050) 300 08 14

Карадаг - Морской участок «Экологической Тропы»

Самое сильное впечатление Кара-Даг производит своим береговым склоном, если смотреть на него с моря, с борта движущегося судна. Именно в этом случае человек ощущает самые сильные эффекты общения с заповедником. Созерцание картин Природы извечная потребность любого человека, также как и дыхание. Нам постоянно необходимо видеть своими глазами то, что мы хотим. Еще первобытные люди делали наскальные рисунки в пещерах и не могли без этого обходиться. Так возникла живопись, ваяние, затем фотография, кино и т.д. Эту потребность остро чувствует каждый ребенок, еще не научившись говорить. Это понятно.

Причудливые, фантастические обрывы карадагских скал, наблюдаемые с моря (особенно вблизи) четко соответствуют всем представлениям и идеям, о которых мы позволили себе немного порассуждать выше.

Лучше всего пользоваться небольшим катером (большой корабль не может близко подойти к скалам), которые постоянно курсируют между Коктебелем и Курортным все лето. Отдельные лодки иногда ходят даже зимой. Особой популярностью пользуются морские прогулки с коктебельских причалов. Вид на Кара-Даг с коктебельской набережной необыкновенно красив. В самом настоящем понимании этого слова. Резко в море выступает Синяя скала (Кок-Кая).

Ничего подобного во всей обозримой истории мы не знаем. На Земле нет естественного рельефа, который так точно бы запечатлел лицо человека узнаваемого всеми. Даже теми, кто не знаком с его творчеством, но по мере ознакомления легко убеждающемся в таком сходстве. Это редчайший случай такой тесной связи между землей и живущим на ней художником. Катастрофические оползни 1911-12 гг. обрушили скалу и 300 - метровый профиль стал узнаваем. А землетрясение 1927 года еще более подправило в сторону похожести эту природную скульптуру. И вот уже почти сто лет как люди наблюдают это явление и много рассуждают на эту тему, а наша официальная наука упорно демонстрирует по этому поводу гробовое молчание. Если развернуть угол на 180° от того места, из которого вы смотрите на Профиль (лучше всего от дома самого Волошина), то второй конец этого угла будет в открытом море, в определенной точке. Находящийся в этой точке наблюдатель видит Профиль Поэта с моря, только теперь на фоне Коктебеля и окружающих его холмов.

Вы садитесь в катер, который отходит от причала. Где-то 10-12 мин. проходит, пока вы покинете Коктебельскую бухту. Кара-Даг медленно и величественно разворачивает свою панораму. Вид на Коктебель с моря, на фоне окружающих его холмов просто великолепен. Синяя скала выклинивается в море мысом Мальчин (Пастуший). Это место усеяно громадными камнями, часть которых покоится в морской воде прямо у берега. Здесь же Лягушачья бухта. Катер в этом месте подходит к берегу очень близко и вы хорошо все видите. На камнях сидят птицы: белые и черные. Белые - это чайки, а черные - это обыкновенные и хохлатые бакланы. Очень гордые и величественные птицы. Здесь их дом, а мы кратковременные их гости. Хохлатый баклан - редкая птица, занесенная в международную Красную книгу. На Земле очень мало мест, где еще сохраняется этот вид. В Карадагском заповеднике колония бакланов чувствует себя относительно хорошо.

Катер идет дальше, следующая бухта Гравийная: несколько сотен метров чистейшего первобытного пляжа, усеянного цветной вулканической галькой. А дальше - бухта Ливадия. Это слово др. греческое и означает «заливные луга». Они здесь и были очень давно. Но обвалы камней с нависающих скал, наступление моря (размыв берегов) почти уничтожили их. Сохранился крохотный кусочек степи, где растет ковыль и часть священной рощи с источником. Поистине райский уголок, который местные жители называют «Долина роз» из-за обилия произрастающего здесь шиповника (дикой розы). Это место (как весь Кара-Даг) особенным образом отмечали люди еще в глубокой древности.

С этой точки открытого моря видим профиль поэта с юго-западной стороны, на фоне Коктебеля. За Ливадией находятся Сердоликовые бухты, их три. Первая, по ходу нашего движения: Северная Сердоликовая бухта. Здесь пешеходная тропинка, идущая от Коктебеля по самой береговой кромке, упирается в тупик. Отсюда и небольшой мыс, который разделяет Северную Сердоликовую от Средней Сердоликовой бухты называется Тупой. Это скала очень характерной соответствующей формы, так что название оправдано вдвойне. А еще дальше находится Южная Сердоликовая бухта, отделенная от Средней Сердоликовой мысом побольше с интересными характерными отметинами на своей поверхности, напоминающие отпечатки гигантских пальцев. Эти параллельно закрученные полосы называют «плойки», а сам мыс - Плойчатый. Южная Сердоликовая бухта считается чуть ли не самой красивой на всем Кара-Даге. Прямо от нее, резко вверх к Южному перевалу тянется ущелье Гяур-бах, (сад неверных), середина которого поросла лесом. По дну ущелья протекает ручей, ниспадающий прямо в бухту, на пляж маленьким водопадом. Глядя вверх, на ущелье, видим Чертов Палец и стену Лагорио, обрамляющие его с двух сторон. Александр Лагорио, известный ученый-вулканолог, один из первых исследователей Кара-Дага как вулкана. Стена Лагорно своей громадой спускается прямо к морю, где заканчивается пещерой «Трех Слонов» и скалой «Слон», которая уже наполовину стоит в море. Только со стороны моря эта скала кажется слоном, причем сходство очень большое. Наши далекие предки (индоарийцы) в своих войсках использовали боевых слонов. Пешие воины, их сопровождавшие в атаках, были за­-слонены, а весь боевой порядок представлял собой за-слон. И вот поэтому в нашей современной разговорной речи устойчиво существуют слова «заслон» и «заслонка», имеющие значение защиты или того за чем можно укрыться.
Невольно думается о боевых слонах Александра Македонского, обращенных в камень смертоносным взглядом Медузы Горгоны.

За стеной Лагорио видим скальные громады Хоба-Тепе («скалы с пещерами»), которые отвесными обрывами опускаются в море безо всяких бухт и пляжей. Между Стеной и Хоба-Тепе изумительно просматривается ущелье «Коридор», величественное и опасное своей крутизной. Ущелье упирается прямо в море, образуя очень уютную бухту Барахта. Как-то М.Волошин со своими многочисленными гостями прибыл в эту бухту на большой лодке. Причаливая к берегу все навалились на один борт, чтобы как можно быстрее выскочить на берег, и лодка перевернулась. Веселая компания дружно барахталась в воде, а когда повыползали на берег сам Макс предложил это название. Так и называют до сих пор эту бухту словом «Барахта». В некотором отдалении от берега этой бухты стоит большая скала, настолько характерной формы, что волей - неволей думаешь о каком-то мифическом корабле, потерпевшем здесь крушение, но его огромный парус застыл в камень. Это скала Парус, излюбленное место отдыха многочисленных стрижей, которые здесь живут. Поэтому еще эту скалу называют Стрижевой.

Катер быстро проходит бухту, потому что она небольшая и тут же прямо перед нами близко возникает большая скала Шайтан, часть Хоба-Тепе. Место опасное, где часто гибли парусно-весельные корабли, отсюда такое название. И тут мы видим как в отвесной скале зияет огромная щель, частично занятая водой. Маленькой лодкой в эту щель можно зайти. Тогда вы услышите глухой (как из преисподней) и рокочущий звук, чередующийся правильными интервалами каждые 16-18 сек. Иные говорят, что здесь бьется сердце Кара-Дага.

Эффект очень силен для любого из присутствующих. Когда море волнуется сильнее, этот глухой рокот переходит в рев. И тогда уже это по-настоящему опасное место, сущий Ад; для многих людей, погибших здесь, ставший настоящим адом. Вот такой этот Ревущий грот. Согласно греческому баснословию здесь был вход в Аид, излюбленное место Гекаты («далеко разящей»). Как раз здесь легендарный Одиссей воспользовался разрешением богов пройти в потусторонний мир, чтобы вопросить души умерших родственников о своей судьбе. «Здесь мертвых кликал голос Одиссея» и вернулся обратно живым. М.Волошин, будучи уже прославленным мэтром, показывал это место юной Марине Цветаевой: «…но тени тех, кого здесь звал Улисс, опять вином и кровью налились». Это надо понимать так, что мифы не исчезают, а легендарные герои живут среди нас:

Ревущий грот вдается в тело скалы где-то на 70 метров; катер идет дальше и тут уже от скал невозможно оторвать взгляд.

Поэтическое выражение «пузырчатые оспины огня» вошло в официальную геологическую номенклатуру: пузырчато-подушечные лавы – это доказательство подводного извержения.
Проходя Хоба-Тепе, мы видим еще гроты и щели с причудливыми и странными названиями. Фантазия не может удержать необычные сравнения: тут мы видим и вздыбленный в небеса меч Хрисаора (сына Посейдона и Медузы), и торчащий «Дьявольский коготь», и скалы Одиссея с громадными сквозными отверстиями. А у подножия этих чудищ мы видим небольшое углубление в скале, отделенное от моря перемычкой, которую перехлестывают морские волны. Это своего рода ванна, наполняющаяся водой с моря, но отделенная от него. Таким образом, вода там в жаркий полдень нагревается до 70оС. Называют ее «Ванна молодоженов». Согласно легенде считается, что если здесь искупаются брачующиеся сразу после свадьбы (или во время ее), то они уже не расстанутся никогда. Они будут «скованы одной цепью» намертво и, даже если их чувства остынут, проведут свою жизнь вместе до самой смерти. Карадаг – сильное место и «заряжает» человека очень серьезно (пожизненно).

Катер продолжает свой ход и вот вы миновали отвесные обрывы Хоба-Тепе, т.е. самую мощную часть Берегового хребта. Это можно определить по скале Маяк, которая почти отвесно взлетает вверх на 380 м. На самом верху Маяка есть маленькая площадка, где находился дом доктора Сальватора, а внизу под водой – нора Ихтиандра, его сына. Ленинградские кинематографисты здесь отсняли значительную часть этого бессмертного шедевра. Сценарий кинофильма «Человек-амфибия» написал Алексей Каплер, гуляя с поэтессой Юлией Друниной по «гриновской тропе» (из Старого Крыма в Коктебель). Скала Маяк оправдывает свое название, по ней ориентируются мореплаватели.

Дальше вы видите Львиную бухту, которую запирает с запада окаменевший Лев или Цербер, охраняющий вход в Аид. От головы до лапы его – 12 метров, сходство громадно и по другому эту скалу просто не назовешь. В аду живут черти, возможно, таким образом, объяснимо название Карадагских Ворот: Шайтан-Капу (Чертовы ворота, тюрк.). Символически это так и воспринимается и органично дополняет греческую мифологию. Эта 37-метровая арка стоит в море прямо напротив Льва-Цербера, неусыпного стража. А вот русское название Карадагских ворот звучит совсем по-другому: Золотые Ворота и это не случайно. Оба названия существуют давно и абсолютно равноправны. От Ворот до берега почти 100 метров, высота проема в арке 18 м при 9-11-метровой ширине. И еще здесь достаточная глубина. Так что сквозь арку Ворот могут проходить небольшие суда.

Существует очень древнее поверье, истоки которого теряются в глубине веков, о таинственной силе Карадагских Золотых Ворот. Считается, что они способствуют исполнению человеческих желаний и для этого нужно только пройти через них в момент произнесения своего желания. Кто это придумал и когда – неизвестно. Литературы по этому вопросу нет, но изустная традиция, как говорят, существует с тех пор как здесь живут люди. Возможно, это отголоски какой-то очень древней, полузабытой традиции. Это чувствуется по подробностям: желание произносить только в момент прохождения в арку Ворот, при этом нужно обязательно бросить мелкую монетку так, чтобы она ударилась о саму скалу. Но самое главное: желание произносите не вслух, а про себя, потому что оно ваше сугубо личное, сокровенное. Если вы об этом проговоритесь вслух, магия исчезает, и желание уже не выполнимо. Сам проход довольно опасен, даже при малой волне и небольшом ветре можно разбиться. Тут уж все зависит от опыта морехода или искусства пловца. Иногда у людей, которые просто проплывают Золотые Ворота, безо всяких желаний, как-то проясняется сознание, перестает хрипеть больное горло или проходят головные боли и пр.

Золотые Ворота находятся в Пограничной бухте, о которой мы уже рассказывали. Дальше по ходу катера, уже близко, большая скала Иван-разбойник (82 м), с восточной стороны которого приютилась маленькая удобная бухточка Пуццолановая. Название происходит от итальянского местечка Пиццуоли, что возле Неаполя, у подножия Везувия. Там нашли очень редкую горную породу, которая нигде более не встречалась, и назвали ее по месту. И вдруг такую же породу обнаружили на Карадаге, причем в изобилии. В этой бухте пуццолан добывали открытым способом, отсюда и название. К настоящему времени эта редкая горная порода известна только в двух местах земного шара: Везувий и Кара-Даг.

Пуццолановая бухта – место проведения подводных экскурсий с помощью дыхательного аппарата «акваланг». Руководят ею опытные инструкторы из самой сильной украинской подводной школы – харьковской. В г. Харькове, как известно, также лучшие в стране подводные фотографы. Подводный мир Кара-Дага – это особая тема, желающие к нему приобщиться могут здесь провести целый день (по желанию). Вулканическая галька на пляже хорошо аккумулирует солнечное тепло, а потому согревает. Песчаных пляжей на Кара-Даге нет. В Пуццолановой бухте, прямо на пляже (под скалой) бьет пресноводный ключ чистейшей горной воды, а возле него растет розовый куст. Разделяет Пограничную и Пуццолановую бухты небольшая скала «Баба-Яга».

За Иваном-разбойником находится другая бухта: Разбойничья, очень уютная и красивая. Про нее существуют легенды, где главные герои – это пираты, контрабандисты и морские разбойники. Им она подходит идеально: невидимая ни с моря, ни с суши, а, кроме того, еще охраняется грозным на вид Иваном-разбойником. Однако название свое получила от запорожских казаков. Мы знаем, что во время татаро-монгольского ига и дальше Османской империи турок Крым был оккупирован полностью и здесь процветала работорговля. Крупнейший невольничий притон содержался в Каффе (соврем. Феодосия), где было много славян. Запорожцы совершали регулярные набеги на турецкие города, громя невольничьи базары, выручая своих. Казаки - бесстрашные, опытные воины и турки их боялись панически. Так вот в этой бухте запорожцы и другие казаки (кубанцы, донцы и т.д.) проводили ночи перед штурмом турецкой Каффы. В такие ночные бдения совершались специальные обряды с осознанием, что идут на смерть, которой уже не боялись. Это и наводило ужас на янычар. Таких казаков называли словом «харциз», т.е. «дикий разбойник», «страшный разбойник». Сражались они до последнего, а в плен живыми не сдавались. Так и закрепилось за этим местом название Разбойничья бухта, а скала: Иван-разбойник. Большой корабль в бухту не зайдет (подводные камни), а потому сюда можно причалить только маленькой лодкой.

Дальше по ходу нашего катера мы уже видим пос. Курортное, горы Эчки-Даг и мыс Меганом далеко на западе. Видим также причал «биостанции», красивое белое здание карадагского дельфинария и лабораторный корпус. А от Разбойничьей бухты до пляжа, что у причала, полуторакилометровую береговую полосу. Вдоль этой полосы от Разбойника идет пешеходная тропа под водой (где по колено, а где и по грудь) сплошь усыпанная камнями. Камни иногда падают сверху, так что поход по этой тропе смертельно опасен, а потому закрыт. Пройти от Ивана-разбойника до «биостанции» можно за 1,5-2 часа: острые ощущения, романтично, но охрана здесь злая, на компромиссы не идет, потому что очень не любят потом вытаскивать искалеченные трупы с прибрежных камней.

На катере этот участок вы проходите за 10 мин. После швартовки у причала трудно оторвать взгляд от хр.Кара-Гач, имеющий классическую четкую графику своего профиля: здесь Королевская Чета нисходит к трону, в сопровождении Свиты.
Морской поход из Курортного в Коктебель (1-1,5 часа) показывает вышеописанное в обратном порядке. Поход по морю не сравнить с походом через горы. Особенно в жаркое время года, когда проводятся киммерийские купания (так называемые). Это купание в открытом море прямо с борта катера. Конечно же, при соблюдении всех необходимых мер предосторожности. Ощущения совершенно отличные от купания на пляже и об этом уже никак невозможно рассказать словами. Надо просто попробовать самим. Не забудется никогда.





Design by Trio Дизайн