Начало 20 века
База отдыха ХИМИК
Проживание
Питание
Пляжи
Досуг
Экскурсии
Животный мир
121 Инфо Цены Коктебель Карты 123  
211 212 213
221 t1 223 Украина, республика Крым,
г.Феодосия, пгт Коктебель,
ул. Ленина, 140.

Тел: 8 (050) 300 08 14

Начало 20 века

Александр Эдуардович и Федор Эдуардович Юнге

После смерти Эдуарда Андреевича Юнге его дети продавали землю людям небольшими частями. С конца XIX века Коктебель превратился в популярное место летнего отдыха. В 1913 году литератор Сергей Елпатьевский в своих знаменитых "Крымских очерках" написал о Коктебеле: «Еще недавно там было огромное имение Юнге, бывшего профессора и директора Петровской академии, и был дом на горе, тоже принадлежавший профессору, а больше ничего не было».

Постепенно Коктебель превратился в поселок научной и художественной интеллигенции. Еще в 1888 г. здесь побывал Чехов. В 1912 приобрел дачу К. Тренев, позднее (в 1915) — В. Вересаев. В мае 1913 г. Коктебель посетили члены семьи Ульяновых: Мария Александровна, Дмитрий Ильич с женой и Анна Ильинична с приемным сыном.

Александр Эдуардович и Федор Эдуардович Юнге с достоинством продолжали в Коктебеле дело отца.
Александр окончил школу виноградарства и виноделия в Магараче. По окончании её был командирован на два года в Австрию, Германию, Францию — там он прослушал курс лекций в специальных учебных заведениях. Путешествовал по Италии, Алжиру, Испании, Португалии, был на Мадейре. Чтобы узнать все процессы производства и секреты приготовления лучших вин, Александр нанимался в винные подвалы, как обычный рабочий. В 1900 году возвратился в Россию и два года работа в Балтском уезде Подольской губернии на Плотянском винограднике князя П.П.Трубецкого. О работе там он сообщает в двух обширных докладах, вышедших в «Славянском книгоиздательстве» Одессы в 1901 и 1902 годах. В Коктебеле поселился в 1902 году и решил доказать, что на каменистых бесплодных склонах коктебельских гор можно выращивать высококачественный виноград и делать из него прекрасные вина. В 1904-1906 годах он разбил виноградник на южном склоне горы неподалеку от дома и построил винодельни с большими подвалами. Долгое время заброшенные, эти погреба были случайно обнаружены в начале 1960-х годов московскими метростроевцами, которые строили тоннели для совхоза-завода «Коктебель»: большинство бутылок подавили, сохранилось лишь несколько.

с 1907 по 1915 год Александр Юнге занимал должность гласного земского собрания Феодосии. В 1916 году А.Э.Юнге открывает в Коктебеле новый, ранее неизвестный вид тюльпана, который по названию местности обнаружения получил название Koktebelika, то есть «коктебельский» (согласно современной ботанической номенклатуре Tulipa koktebelika Junge).

Брат Александра Эдуардовича — Федор Эдуардович, был инженером по образованию, он вел в Коктебеле работы по возведению плотины водохранилища, из которого должна была происходить поливка виноградников. С 1912 года руководил строительством нового родового дома, который со многими изменениями сохранился до наших дней. Дом предназначался для приема гостей, которые стали посещать поместье Юнге еще с конца 1880-х годов. Здание было построено к концу 1917 года, но единственной вещью, успевшей переехать туда, был старый рояль. Вилла «Киммерия», как планировали назвать новый дом, так и не приняла в своих стенах никого из Юнге. Никто из семьи там не жил.
Для снабжения нового дома питьевой водой Федор Эдуардович решил использовать источник превосходной воды, бьющей из-под земли на горе Кучук-Енишар. Возле ключа он построил каменный бассейн, в котором должна была скапливаться вода, а потом по трубам поступать в дом, который расположился у подножия горы. Этот источник и сегодня еще не забыт коктебельцами.

10 января 1918 года до Коктебеля докатилась Великая смута: крестьяне соседней деревни Султановка пришли делить экономию братьев Юнге. 15 января Волошин сообщил Александре Петровой в Феодосию: «Вылито вино, разделен скот, хозяйственные орудия, разграблены все запасы». Владельцы укрылись в доме Волошина и ничем не могли помешать «социализации» своего хозяйства. Но чаша их терпения переполнилась, когда они узнали, что обезумевшие крестьяне собирались перейти к дележу мебели, библиотеки, картин и рисунков Е.Ф.Юнге и ее отца.
Узнав об этом поздно вечером, коктебельские «буржуи» просили Волошина срочно звонить в ревком. Максимилиан Александрович не замедлил со звонком и сам решил отправиться в экономию, где вступил с крестьянами в переговоры. В письме к Маргарите Сабашниковой он сообщал: «Среди ночи, как раз вовремя, подоспел вызванный мной отряд красногвардейцев». Библиотека Ф.П.Толстого и ботаническая библиотека, а также рисунки и гербарии А.Э.Юнге были перевезены к Волошину.
Этой же ночью братьев Юнге арестовали, им грозил расстрел. Но Волошину вновь удалось их освободить. В Феодосийском ревкоме он потребовал охранную грамоту для коллекции Юнге.
Но осенью 1920 года последовал очередной арест Александра Эдуардовича. Но болгарские крестьяне, любившие своего бывшего помещика, неоднократно обращались с письмами к властям, и через несколько месяцев его освободили. Вернувшись домой, он сразу же был послан женой по какому-то делу в Феодосию, куда отправился пешком по холмам. По дороге попал в снежный буран, страшно замерз и в Феодосии, в больнице, умер от воспаления легких. К отпеванию народа пришло очень много и все пошли провожать его в последний путь. Могилу вырыли перед могилами братьев отца.
В 1928 году умер последний из четырех братьев Юнге – Федор Эдуардович. Вскоре жены бывших коктебельских помещиков решили навсегда уехать из Коктебеля.

Максимилиан Александрович Волошин

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве, в семье юриста, коллежского советника. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. Свое среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель в 1893 году, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию. Пешеходный путь из Коктебеля в Феодосию составляет около семи километров по гористой пустынной местности, поэтому Волошин жил на съемных квартирах в Феодосии.

С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, был отчислен «за участие в беспорядках», продолжать обучение не стал, занялся самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. Вернувшись в начале 1903 года в Москву, начинает активно публиковаться. С этого времени он живет попеременно то на родине, то в Париже.

В Париже Максимилиан Волошин живет с апреля 1901 по январь 1903, с декабря 1903 до июня 1906, с мая 1908 по январь 1909, с сентября 1911 по январь 1912 и с января 1915 до апреля 1916. В промежутках странствует «в пределах древнего Средиземноморского мира», наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском «доме поэта», который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, «Киммерийскими Афинами», по выражению поэта и переводчика Г. Шенгели. В разное время там побывали В. Брюсов, Андрей Белый, М. Горький, А. Толстой, Н. Гумилев, М. Цветаева, О. Мандельштам, Г. Иванов, Е. Замятин, В. Ходасевич, М. Булгаков, К. Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.

23 марта 1905 года в Париже стал масоном получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья». В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская». В апреле 1906 года женится на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге.

В 1907 году Волошин принимает решение об отъезде в Коктебель. Пишет цикл «Киммерийские сумерки».

22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, котрая предпочла Гумилёву его коллегу по редакции «Аполлона» — Максимилиана Волошина. Гумилёв позволяет себе нелестно высказаться о поэтессе, за что получает вызов на дуэль от Волошина. Оба поэта остались живы: Гумилёв промахнулся (либо оружие дало осечку), Волошин стрелял в воздух.

Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году. В 1914 году выходит книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»; в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приезжает в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступает к постройке Гётеанума — храма святого Иоанна, символа братства народов и религий.

Максимилиан Волошин вернулся в Крым весной 1917. «Больше не покидаю его, — писал он в автобиографии (1925), — ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую…». «Не будучи ни с одной из борющихся сторон, — заявлял он ранее, — я живу только Россией и в ней совершающимся… Мне (знаю это) надо пребыть в России до конца». Его дом в Коктебеле оставался странноприимным во все время гражданской войны: в нем находили приют и даже скрывались от преследований «и красный вождь, и белый офицер», как писал он в стихотворении «Дом поэта» (1926).

«Красным вождем» был венгерский коммунист Бела Кун, после разгрома Врангеля и установления в Крыму советской власти был назначен председателем Крымского ревкома. Он вместе с еврейкой Розалией Землячкой стал организатором жесточайшего красного террора в Крыму в 1920—1921 годах против оказавшихся в руках советской власти на территории Крыма бывших военнослужащих Русской армии, женщин, детей и стариков, расцениваемых им как возможные противники. Расстрелы проводились не в одиночку, а целыми партиями, по нескольку десятков человек вместе. Расстреливаемых раздевали донага и выстраивали перед вооружёнными отрядами. Точное число жертв учёту не поддаётся, но, по мнению крымского краеведа Петрова, составляло не менее 20 тысяч. Вслед за террором в Крым пришёл голод. Голод в Крыму продолжался с осени 1921 года, то затихая, то вспыхивая с новой силой, до весны 1923 года. За это время в Крыму от голода умерло около 100 000 человек, или 15 % от общего крымского населения 1921 года. Основной массой умерших было наиболее уязвимое бедное сельское население, крымскотатарское по своему национальному составу, — крымских татар погибло около 76000.

По-видимому, в награду за его укрывательство Волошину был при советской власти сохранен дом и обеспечена относительная безопасность. Но ни эти заслуги, ни хлопоты влиятельного В. Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу Л. Каменеву (1924) не помогли ему пробиться в печать. С 1928 по 1961 в СССР в печати не появилось ни одной его строчки.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

9 марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887—1976). Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле. Он похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Это место указал сам поэт. Перед смертью он просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей. Его вдове было выделено небольшое помещение в главном доме, а остальные строения занял Дом творчества Литфонда, позже переименованный в «Дом творчества радянских писмеников»





Design by Trio Дизайн